детское обьеденинение контакты
образовательная модель фото галерея главная Поиск письмо
Детское объединение Порецкой средней общеобразовательной школы

О создании детской организации.
(размышления, проблемы, вопросы)

Создание в школе  детское объединения рассматривалось в школе в комплексе воспитательных проблем. Этот процесс сам по себе - сложнейшая социокультурная и педагогическая проблема, сегодня гораздо более трудная, чем на заре пионерского движения: теперь многие школьники и их родители убеждены, что все в жизни основано только на личном интересе, а коллектив для свободной самоопределяющейся личности страшнее смерти. Так проблема воспитания из чисто педагогической превратилась для нас в социальную и даже экономическую и политическую.

 

Мы определили главные вопросы, на которые должны были ответить прежде, чем создавать детское объединение.

  • Для чего создается ДО ? Каковы ее цели и задачи ?
  • Какие ценности, нравственные ориентиры будут главными для ее членов ? (Законы, заповеди, кодекс)
  • Чем будет заниматься организация? Каковы виды ее деятельности?
  • Каков состав ее участников, кто будет входить в нее, как приниматься ? Можно ли выходить из нее ?
  • Как будут выглядеть самоуправленческие процессы, какой орган будет возглавлять организацию, как он будет избираться ?
  • В каких отношениях будут состоять взрослые и дети ?
  • Какое имя будет иметь организация, ритуалы, знаки отличия
  • Ответы на эти вопросы искали и педагоги, и сами дети. Нужна была идея, одинаково близкая и понятная как детям, так и взрослым. Так родилась наша НАСТЯ (НАдо Стать Творцами «Я»).

    Итак, ведущая педагогическая идея нашего детского объединения – «личность – источник собственного развития, осознающая себя частью огромного окружающего мира и способная позитивно изменить его».
    Мы создаем личность, приобщенную к общественно – значимым ценностям:
    Земля – Цивилизация – мы дети Земли, дети  своего времени
    Отечество – Россия – Родина – даны нам предками
    Малая Родина – здесь наши корни, наша семья
    Школа – «второй дом», окружение, друзья
    Культура – то богатство, которое накоплено человечеством веками и                
                                              передано нам предшествующими поколениями
    Знания и практика – способы и инструменты познания и
                                       совершенствования мира
    Деятельность – основа бытия человека 

    История зарождения ДО «Миряне»

    Основам самоуправления, опыту первых успешных, самостоятельных действий, ребята научились в многообразной, интересной, коллективной творческой деятельности. Именно в ней появились впервые разновозрастные команды, экипажи, отряды. Пусть эти образования носили временный характер и существовали только в период КТД, но они показали, как активны
    и самостоятельны наши ученики, когда им нравиться идея и дается свобода выбора. Именно из этих разновозрастных отрядов, от тех, кто испытал на себе ответственность командиров, пришла ценная инициатива — создать в школе детские объединения по интересам. Потребность детей была реализована: под руководством педагогов начали свое активное существование первые разновозрастные студии.
    Ребята все больше общались во внеурочное время, в выходные дни и на каникулах. Их счастье, что среди педагогов нашей школы есть такие энтузиасты как Матсапаева ЕЛ., Беречинов СЛ., Тангиева Т.Е. и д. р. Творческое содружество единомышленников и удовлетворение от результатов своей деятельности - вот какой получился результат. Идея объединения в общешкольном масштабе пришла к ребятам давно. Но не хотелось торопиться, так как хотелось дождаться проявления инициативы именно со стороны детей. Вместе с ребятами мы изучали опыт детских организаций прошлых десятилетий. Какими они были? Пионеры, скауты? Каким быть нашему объединению? Задача усложнялась еще и тем, что нынешние школьники видели пионеров, комсомольцев только в кино и на фотографиях, а сведения о детских объединениях из газет и книг очень противоречивы, в них трудно разобраться, не имея опыта. Проведя анализ воспитательного опыта ДО прошлого, высветив из него то, что полезно для нашего времени, мы убедились, что коллек­тивизм имеет свои корни не в политике, а в русской общине.
    Коллектив общинного типа строится на принципах демократии: самоуправление, участие каждого в решении общих проблем, равные права, отсутствие каких-либо привилегий, поочередное участие в руководстве коллективом.

     Откуда появилось название нашего объединения?

    Системообразующим видом деятельности в нашей школе является – краеведение. С 1993 года учащиеся изучают Малую родину, свой родной край, Порецкое Ополье.  Поэтому и название объядинения пришло к нам из прошлого, из истории нашего края. Первые племена, жившие в наших краях, назывались «меря» и были «меряне» спокойными и трудолюбивыми, избегали войн и конфликтов с соседними племенами. «Вот и нам у предков надо поучиться миролюбию», - решили ребята. Появилось название «Миряне». Это название несет в себе историю предков и наполнено современным содержанием слова «мир» во всех его значениях.

    Какие задачи ставят перед собой «Миряне»?

    1. Создать зоны миролюбия в классе, в школе, в месте проживания каждого мирянина;
    2. Преодолевать в себе недоверие, подозрительность в отношении к другим людям, не похожим на тебя;
    3. Развивать миротворческую деятельность;
    4. Создавать атмосферу гражданского мира и национального согласия;
    5. Научиться отстаивать свои личные интересы, не ущемляя при этом интересы других людей;
    6. Научиться признавать права людей на свою точку зрения, даже если она не совпадает с принятой нами. Важно чтобы не ущемлялись честь, достоинство и интересы каждой стороны;
    7. Учиться толерантности, т.е. умению сопереживать.

     Разные группы ребят решают посильные задачи. Постепенно в общине образовались три возрастные группы:

    «Милята» 1-4 классы – девиз «Живу в мире»;

    «Миролюбы» 5 – 8 классы – девиз «Люблю мир»;

    «Миротворцы» 9 – 11 классы - девиз «Творю мир».

    Постепенно сформировалась структура детского объединения «Миряне», способная помочь каждому «мирянену» проявлять себя и в то же время почувствовать себя членом большой общины. Структура общины-мира изображена на схеме № 1.

     

    Крыша Мира - координация деятельности всех подразделений и структур (планирует, координирует связь с администрацией школы).
    Образовательный центр - учебная деятельность (олимпиады, предметные недели, Советы профилактики и т. д.)
    Лента мира (пресса) - оперативность средств массовой информации (общешкольная газета «О тебе и для тебя»).
    Центр мирных инициатив - создание благоприятных условий для успешного развития индивидуальных способностей (разработка программ для всех подразделений, учеба актива)
    Мировая - разрешение конфликтов и спорных ситуациях во всех подразделениях.
    «Милята» - учащиеся 1 - 4 классов. «Миролюбы» - учащиеся 5-7 классов. «Миротворцы» - учащиеся 8 - 11 классов.
    Миротворческая деятельность:
    1.  «Патриот» - краеведческо - туристическое направление
    >  клуб «Поиск»
    >  туристическо - краеведческая студия
    >  штаб «Забота»
    2.   «Эколог» - экология Малой Родины, территории, школы, класса
    >  Экологическая студия
    >  «Голубая планета»
    3.   «Творцы» - гармоничное развитие личности через самовыражения средствами творчества и дела.
    >  штаб «Затейник» (досуговый центр).
    >  Школьный театр «Живица»
    >  Вокальная группа «Весёлые нотки»
    >  Кружок «Марья искусница»
    >  Кружок «Умелые руки»
    >  Юный художник
    4.  «Милёнок» - шефская работа в детском саду, начальной школе.
    5.  «Чемпион» - воспитание здорового образа жизни.
    >  Спартакиады школы
    >  Секция «Баскетбол»
    >  Секция «Бокс»
    >  Спортивный Совет
    >  Дни Здоровья

      

    Девизом объединения стала  русская пословица:

    'В мире жить -  с миром быть !'

    В результате конкурсов родились эмблема детского объединения общинный флаг. В эмблеме и флаге ребята постарались отразить идеальное видение главных ценностей и приоритетов деятельности «мирян».

    Что для нас значит «МИР»?

    МИР- это покой и согласие между людьми, народами и государствами. Главное условие существования человеческой цивилизации.
    МИР- Вселенная. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве.
    МИР- отдельная часть Вселенной, планета Земля и люди, населяющие ее.
    МИР- объединенное    по    каким-нибудь    признакам человеческое общество, среда, строй.
    МИР-мироздание.
    МИР- сельская община, ее члены- миряне.
    МИР- отдельная область жизни, явлений, предметов.

    Какими мы представляем себя в этом мире?

    МИРЯНИН- лицо, живущее в миру.
    МИРОТВОРЦЫ- люди, способствующие поддержанию мира, устранению войн, ссор между людьми, вражды между пародами, конфликтов между странами.
    МИРОЛЮБИЕ-    стремление    к   сохранению   мира, мирных отношений.
    МИРООЩУЩЕНИЕ- отношение человека к окружающей действительности, проявляющееся в его построениях, чувствах, действиях.
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ-  миропонимание,   миросозерцание, т.е. система взглядов на природу и общество.

    А как стать «мирянином»?

    Вступают в общину-мир ребята «пятерками». Пятерки создаются не случайно: организуются дети, связанные общими интересами, общими взглядами на жизнь. Пятерки объединяют ребят разного возраста по интересам. Заявление поступает в виде бумажной ладошки  Пятерка выбирает своего «Большого» и записывает его на месте большого пальца «ладошки». Представители пятерок -«Большие» принимают участи в работе главного органа «Мирян»- «Крыше МИРА».

    УСТАВ

    1.Общие положения.
    1.1. Детская общешкольная организация «Миряне», именуемая в дальнейшем ДО «Миряне» - самостоятельная, самоуправляемая общественная организация, образованная в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях».
    1.2. ДО «Миряне» создана в МОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа» для объединения детей и проведения работы в сфере патриотического воспитания, спортивной и досуговой деятельности, развития культурного, творческого и исследовательского потенциала.
    1.3. ДО «Миряне» объединяет учащихся без ограничения по признакам идеологии, творческой направленности, численности и т.д.
    1.4. ДО «Миряне» не является юридическим лицом, имеет символику
    1.5. Местонахождение руководящих органов ДО «Миряне» - Владимирская область, Суздальский район, с.Порецкое, ул.Молодежная, д.6, МОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа».
    2.Основные направления деятельности.
    2.1. Основной целью ДО «Миряне» является вовлечение детей в активную общественную деятельность и формирование личности с активной жизненной позицией, создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни и реализация его духовного и физического потенциала.
    2.2. Задачами ДО «Миряне» являются:
    - создание условий для активной общественной деятельности;
    - теоретическая и практическая подготовка лидеров к общественной деятельности:
    - защита и представление интересов детей перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
    - создание условий для творческой и исследовательской деятельности;
    - организация досуга;
    - проведение спортивных и туристических мероприятий.
    2.3. ДО «Миряне» осуществляет взаимодействие с администрацией  сельского поселения и района, школ и прочими организациями и предприятиями различных форм собственности по организации досуга детей и молодежи.

    3. Члены детской общественной организации «Миряне». Их права и обязанности.
    3.1. Членство в ДО «Миряне» индивидуальное.
    3.2. Членство в ДО «Миряне» фиксированное. Прием в члены ДО производится на основании представления заявления – «ладошки».
    3.3. Члены ДО «Миряне» имеют право:
    - участвовать в любых мероприятиях, программах ДО «Миряне»;
    - участвовать в разработке и реализации проектов и программ ДО «Миряне»;
    - избирать руководящие органы ДО «Миярне»;
    - использовать символику ДО «Миряне» в порядке, предусмотренном руководящими органами ДО «Миряне»;
    - получать информацию о деятельности руководящих органов ДО «Миряне»;
    - обращаться в ДО «Миряне» для защиты своих интересов и прав, относящихся к сфере деятельности ДО «Миряне»;
    - свободно выйти из членов ДО «Миряне» согласно письменному заявлению.
    3.4. Члены ДО «Миряне» обязаны:
    - признавать и соблюдать настоящий Устав;
    - активно участвовать в реализации целей и задач, стоящих перед ДО «Миряне»;
    - выполнять решения руководящих органов ДО «Миряне» и добровольно принятые на себя обязанности.
    3.5. Член ДО «Миряне» может быть исключен из ДО «Миряне» за нарушения Устава или его систематическое несоблюдение, за невыполнение решений ДО «Миряне».

    4. Права детской общешкольной организации «Миряне».
    4.1. Для осуществления своей деятельности в соответствии с целями и задачами ДО «Миряне» имеет право:
    - свободно распространять информацию о своей деятельности;
    - участвовать в выработке решений организации работы школы  и органов местного самоуправления;
    - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование,
    - учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
    - представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников;
    - выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения по организации жизни школы;
    - вступать в общественные объединения, поддерживать прямые контакты с благотворительными, культурными, историко-просветительскими и иными организациями, заключать соответствующие соглашения, осуществлять совместные программы и мероприятия в соответствии с целями и задачами ДО «Миряне».
    4.2. ДО «Миряне» самостоятельно разрабатывает и утверждает программы своей деятельности.

    Что такое миротворческая деятельность?

    Миротворческая деятельность – это деятельность «Мирян», которая создает благоприятные условия для общения, обмена нравственными ценностями, личностными интересами. «Миряне» через различные формы и методы помогают каждому для самореализоваться и самоутвердиться. Их задача - наполнить интересы детей и подростков социально значимым содержанием, основанном на опыте поколений, помочь им в освоении и использовании этого опыта, делая окружающую жизнь лучше.
    В нашем детском объединении существует несколько направлений работы которые охватывают различные стороны школьной жизни. Каждый «мирянин» может найти себя, осуществить свои желания, идеи и мечты.
    На сегодня каждое направление имеет свою программу, направленную на развитие различных детских интересов. Наблюдается перемещение ребят из одной программы в другую, это и понятно, ведь увлечениям свойственно меняться.

    «Патриоты» - красные пятерки

    Это ребят увлеченные изучением истории родного края, родного села. Они являются экскурсоводами в школьном краеведческом музее, участниками фольклорного ансамбля «Порецкие потешки», членами клуба «Ветеран».
    1998г. Именно эти ребята стали создателями школьного музея. Идея создания музея превратилась из мечты в реальность. Появились первые предметы – экспонаты будущего музея.
    Музей является центром всей культурной жизни села Порецкое. Ребята готовят недели краеведения; краеведческие уроки; экскурсии. Краеведы с 1998 года принимают активное участие в районных и областных краеведческих конференциях и добились больших успехов: 12 победителей областных краеведческих конференций и 19 районных краеведческих конференций
    Очень дружат ребята со служителями Храма Преображения Господня: ведь они делают общее дело по возрождению русской православной культуры и воспитанию нравственности в молодом поколении. В музее создана экспозиция «История Храма и его служителей».
    Особое место в работе красных пятерок занимает помощь ветеранам войны и труда. Ребята ходят к одиноким старикам, помогая им по хозяйству. Так родился клуб «Ветеран», в который с удовольствием посещают пожилые люди с воспоминаниями о своем трудном прошлом.
    В юбилейном 2005 году в селах Порецкое, Заполицы при поддержке администрации Суздальского района были открыты мемориальные доски героям Великой Отечественной войны Свищеву Н.А., Павлову П.П.; раздел боевой славы музея пополняется новыми материалами о героях – земляках. Уже четвертый год «Миряне» проводят акцию помощи ветеранам и престарелым одиноким людям «Эстафета добрых дел». Всем ветеранам войны, труженикам тыла, ветеранам труда ребята оказывают помощь по хозяйству, приходят к ним с концертами. В памятные дни Великой Отечественной войны (9 Мая, 22 июня) ребята проводят митинги, стала традицией «вахта памяти» у памятников погибшим односельчанам. В 2005 году ребята показали мини – спектакль «Живи и помни!», созданный по письмам земляков – воинов Великой Отечественной войны.    
    За время существования музея было проведено более 200 экскурсий, музей посетило более 3,5 тысяч человек, среди которых были гости из Германии, США, Финляндии, а также из многих уголков нашей необъятной Родины.

    «Экологи» - зеленые пятерки

    Основная задача ребят, увлекающихся экологической деятельностью – изучение природы родного края, воспитание в себе экологически грамотной личности.
    Ребята пропагандируют экологические знания среди учащихся школы. Выступают с докладами, сообщениями по темам: «Экологическая обстановка в нашей местности», «Охраняемые растения нашей области», «Охраняемые животные нашей местности», «Охрана почв в нашем хозяйстве».
    Одним из направлений «Милят» и «Миролюбов» является природоохранная деятельность. Под охраной ребят находится 5 родников, пойма реки Нерль в с.Порецком, очистка и озеленения пришкольной территории (50 саженцев березы, 300 штук цветов), изготовление кормушек для птиц (20 штук), изготовление скворечников (10 штук), подкормка птиц в зимнее время.
    «Миротворцы» ставят перед собой исследовательские цели. На школьном «Дне Науки» были представлены работы: «Флористические и экологические исследования Боголюбовского луга», «Флористические и экологические исследования Уловского леса», «Исследование качества воды»(водопроводной, речной, из родников), «Определение механического состава и кислотности почвы своей местности».
    Вершиной деятельности экологов стал проект «Мы – дети Земли XXI века». В работе над проектом приняли участие 87 % школьников. Цель проекта – определение эколого – эстетической ценности Уловского леса. Данный проект стал победителем районного конкурса социально значимых проектов «Я гражданин России». «Миряне» на общем собрании приняли решения взять Уловский лес под общественный патронат.

    «Творцы» - желтые пятерки.

    В условиях современного общества чрезвычайно актуально становится проблема формирования лидеров, организаторов, умеющих вести за собой, добиваться поставленных целей. Не первый год юные лидеры проводят конкурс «Самое творческое дело, самый творческий проект». Цель этого конкурса - помогать налаживать дружеские отношения в школе между учащимися, формировать традиции, развивать творческие способности. Этот конкурс является одним из стимулов, побуждающих мальчишек и девчонок к творческим проектам, интересным идеям и их осуществлению.
    Лучшие проекты отмечаются в мае на празднике "Твори, выдумывай, пробуй".
    Может возникнуть вопрос: а откуда берутся идеи для проектов?
    Они могут возникнуть неожиданно в классе, в «пятерках» или их просто могут предложить учителя и классные руководители.
    В 2004 году в конкурсе принимали участие девять проектов, в 2005 - семнадцать. Некоторые проекты получили высокую оценку ребят и используются ими в жизни : «Мой веселый день рождения», «Первый шаг во взрослую жизнь» (как организовать выпускной), «Летние каникулы» (семейный отдых).
    Каждый «Мирянин» имеет возможность проявлять свои творческие способности: в школе работает театр «Живица», вокальная группа «Веселые нотки», кружки «Марья искусница», «Умелые руки». Юные художники под руководством учителя ИЗО нарисовали панно в школьных коридорах: малыши на переменах любуются героями русских народных сказок. Это помогает не только сделать школу уютной, но и раскрыть таланты ребят.
    Нашему школьному пресс – центру «О тебе и для тебя» уже 5 лет, он рассказывает о самых интересных делах детского объединения. Большой популярностью пользуется рублика «Обратная связь» - вопросы и ответы к кому угодно и о чем угодно.
    Лидеры объединились в Штаб «Затейник» - это активисты- творцы, которым небезразлично, чем заняты их одноклассники в свободное время. Поэтому они проводят творческие дела, заседания дискуссионного клуба, школьные праздники.

     

    «Милята» - оранжевые пятерки.

    Основная цель направления «Миленок» - это шефская работа в детском саду и в начальной школе. На переменах ребята-шефы организуют подвижные игры с учениками младших классов и среднего звена. Стали уже традиционными в нашей школе проведение классных мероприятий для малышей: «С днем рождения!», «За страницами учебников», «Посиди - послушай» и т.д. Ученики-шефы помогают малышам и ребятам среднего звена в подготовке домашних заданий.
    Ребятишкам детского садика шефы показывают небольшие спектакли: «Репка», «Теремок», в которых в качестве реквизита используются экспонаты музея; приходят к ним на прогулку и проводят подвижные игры.

    «Чемпионы» - сини пятерки

             Основная цель деятельности «Чемпионов» - «Здоровый образ жизни». Традиционные Дни Здоровья по инициативе штаба «Затейник» стали тематические: «Зимняя спартакиада», «Легкая атлетика – Королева спорта», «Народные забавы».
    «Чемпионы» старшеклассники провели диспуты: «Здоровья и вредные привычки», «Мы против наркотиков». На протяжении 3 лет в каникулярное время «Миряне» принимают гостей из Америки, которые проводят мастер – класс и соревнования по баскетболу.
    «Чемпионы» совместно с «Патриотами» и «Экологами» разработали туристические маршруты по историческим местам сельских поселений, расположенных в окрестностях с.Порецкое.

     

    Выводы:

             Детское объединение «Миряне» возникло в целях организации внеурочной и внеклассной воспитательной работе в школе. Развиваясь, как открытая гуманистическая система, детское объединение постепенно охватило все стороны жизнедеятельности школы и породило собственную внутришкольную культуру. Эта культура, основываясь на общечеловеческих и национальных ценностях, привела к развитию демократического стиля управления школьным коллективом, и стало органом детского самоуправления. В школе были созданы органы совместного управления, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают координацию по решению актуальных школьных проблем.
    Главными целевыми ориентирами самоуправленческой деятельности являются:
    1.  Содействие развитию ребенка. Речь идет о детском кол­лективе, ведущей функцией которого является обеспечение лич­ностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. Участие школьников в работе самоуправления  помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответ­ственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.
    2.  Организация эффективного функционирования школы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на школу функций,  начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.                  
    3.  Формирование у учащихся готовности и способности , выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет каждому расширить пространство для про­явления своей активности. Оно не ограничено рамками школы.

     

    Сайт создан в системе uCoz